Что изменилось в области ресторанного пиара за этот год? Поменялись ли задачи пиарщиков? Какие инструменты сейчас самые рабочие? И каковы прогнозы развития ресторанной сферы на завтра? Отвечают руководительницы четырех московских агентств с федеральным охватом, пиар-кейсы которых в период с 2018-го по 2022-й были отмечены как лучшие кампании года, а их авторы стали лауреатами премии «Лучшие в индустрии» в соответствующей категории.
Юлия Енькова
руководитель агентства ProFood
Динамика жизни не просто вернулась к допандемийной, она продолжает набирать новые обороты, – этот фактор однозначно повлиял и на сферу PR. Появилось много новых каналов коммуникаций, и гости стали еще более избирательными в отношении получаемой информации и новостей. Действовать нужно не просто быстро – молниеносно. При этом успевать отлеживать тренды и деятельность конкурентов. Об этом много говорили, но в этом году, однозначно, наша профессия вышла за границы связей с общественностью. Сегодня хороший PR-специалист – это и пиарщик, и маркетолог, и арт-директор, а главное – амбассадор бренда.
Глобально наши задачи не поменялись, но для того, чтобы успешно их реализовывать важно выделяться в информационном потоке и действовать на опережение коллег. Привлечь внимание потенциально заинтересованных гостей становится все сложнее, помимо классических техник продвижения через средства массовой информации и качественных инфлюенсеров работает схема создания и развития комьюнити вокруг проектов. Открытых, честных, интересных! Важно понимать, что это работа не одного PR-менеджера, а всей команды внутри ресторана. И последующий обмен аудиторией таких сообществ можно отнести к самым рабочим инструментам этого года. Время коллабораций! Но только умных, наполненных ценностями и смыслом.
Прогнозирование трендов на конкретные кухни или форматы заведений оставлю рестораторам, но мобильность, использование современных подходов к сервису, забота о госте в мелочах и формирование сообществ вокруг брендов продолжит успешно работать на имидж, авторитет проектов и, в конечном счете, на гостевой поток.
Татьяна Перепелкина
PR-специалист (Zuma, Tunguska, Leo Wine&Kitchen и др) и food studies специалист
Все меняется стремительно, борьба за внимание гостя колоссальная. Нужно постоянно быть в тонусе.
В моем случае задачи кардинально не поменялись, а вот рабочие шаги стали еще более избирательными, точечными – с гастролями, ужинами, форумами. Для фестивалей стали формировать экосистемы, разворачивать внимание к смежным активностям. С проектом «На гребне» запустили регаты с «Силой ветра», провели мастер-классы. Ролики с региональными шефами из проекта «Тайгастро» с VK Клипами собрали 400.000 просмотров.
Прогнозы такие – еще большее внимание к региональной кухне, национальной кухне малых народов. Формирование экосистем. И мощные, непривычные коллаборации.
Мария Тюменёва
со-основатель и управляющий партнер агентства «Аппетитный маркетинг»
В основном сегодня рестораторы используют событийный маркетинг: гастрономические и гостевые ужины, создают сет меню от селебрити или блогера, chef’s table. Мы видим, несмотря на то, что международные привозы стали реже, рынок всё равно насыщен мероприятиями.
Мы по-прежнему подходим к развитию гастрономических проектов комплексно, сегодня фокус смещен на выстраивание системы маркетинга в целом, а не только пиара или отдельно SMM направлений. С учетом жесточайшей конкурентной борьбы на рынке за гостя (особенно в больших городах) сейчас мало просто «готовить вкусно», поэтому мы в том числе помогаем наполнять рестораны смыслами, повышать уровень качества в целом, создаем проекты, у которых актуальность, осмысленность и характер заложены еще на уровне ДНК. Отсюда же становится понятно какие именно инструменты продвижения подойдут этому проекту – одному необходим будет активный локальный маркетинг, другому большой пул работы с инфлюенсерами и event-ами.
В «Аппетитном Маркетинге» на каждое направление собрали отдельную команду профессионалов. Это позволяет быстро и качественно прорабатывать и решать задачи. В этом году мы стали работать с такими игроками рынка как МТС Travel, где мы отвечаем за организацию гастрономического контента, Дзен, ВК Клипы, это расширяет список задач и компетенции. В работе с такими гигантами как никогда важна скорость, точность и хорошая ориентация на местности.
На мой взгляд, ключевой тренд в ресторанном бизнесе – омниканальность и диджитализация: максимально понятная сквозная аналитика всех задействованных инструментов и постоянная работа и взаимодействие сразу с несколькими рекламными носителями и площадками. Рестораны постепенно присматриваются и к искусственному интеллекту, и к big data, начинают разбираться с возможностями CRM-систем. Мы же поддерживаем использование передовых технологий, эффективных практик и приемов, которые помогают бизнесу с оптимизацией всех бизнес-процессов.
Анна Тюрина
основатель коммуникационного агентства ProfCom
Изменилось все. Кардинально, катастрофически изменился мир медиа. Перестал работать на трафик классический пиар. В связи с новым законом изменились условия работы с блогерами и телеграм-каналами. При переизбытке информации все стали более разборчивыми к ее качеству.
Если раньше обычной задаче пиара было увеличение охвата, узнаваемость, построение имиджа и репутации, то теперь задача одна – конверсия. Результат любой деятельности должен быть обсчитан. Инструменты стали более диджитальными. Пиар становится тем, чем и должен был стать – инструментом маркетинга, верхушкой воронки продаж, где идет первичное ознакомление. Однако теперь вся воронка – наша работа.
Сфера, безусловно, будет развиваться, однако говоря об активном развитии, все почему-то молчат об усиливающейся конкуренции. В следующем году мы будем рубиться за аудиторию так, как не рубились никогда раньше. Победит тот, кто сможет держать оптимальные цены при высоком качестве продукта, и добьется максимальной лояльности аудитории. Нам всем предстоит перейти в цифровую среду, перестать скрывать свои номера телефонов и научиться получать удовольствие от максимально персонифицированной коммуникации. Будущее за современными технологиями, которые уже отлично показывают себя в ритейле и которые нужно научиться адаптировать под рынок клиентских услуг, которые в нашем случае в большинстве своем находятся в оффлайне.